Александр Брюханов, НП «Зюраткуль»: «Сегодня во всем мире не принято размещать в национальных парках фуникулеры или стадионы"
Поток туристов в национальных парках растет год от года. Как в этой ситуации сохранить природу и принять всех желающих? Этот вопрос стоит перед заповедниками не только в России, но и в других странах. Как решают проблему в национальном парке «Зюраткуль», который в этом году отметил 25-летие, Business FM Челябинск рассказал директор Александр Брюханов.
Уже много лет, как нет «Китовой пристани». Люди вспоминают об этом, и часть туристов сейчас ездит в Сатку, чтобы увидеть необычный объект. Чем закончилось противостояние нацпарка с предпринимателем Китовым, и предусмотрена ли какая-нибудь альтернатива для привлечения туристов?
«Китовая пристань» — действительно, хороший проект, но вокруг было очень много полемики. Ведь самое главное для нас и проверяющих органов власти — соблюдение водоохраной зоны. А сегодня такая беда, что всем нужно поближе к воде.
Причем, решение суда касалось только хозяйственных построек. О сносе декоративных речи не было. То есть, ни корабли, ни мельницы сносить не заставляли. Да и хозяйственные постройки можно было просто отодвинуть за эту 100-метровую зону и все.
Я хотел бы сделать небольшую ремарку: сегодня во всем мире не принято размещать в национальных парках какие-то масштабные объекты, вроде фуникулеров или стадионов. А у нас в свое время были предложения, например, построить горнолыжный комплекс. Но весь мир гордиться не этим, идет не по этому пути. Обустроенность троп, а также вольно пасущиеся животные — главная гордость национальных парков. Посмотрите сегодня Йеллоустоунский парк. Там спокойно на обозрение людям выходят бизоны и медведи.
Из перспективных проектов — мы обсуждаем велосипедную дорожку, целую сеть велосипедных дорожек в парке, чтобы с горы они спускались к озеру. Над этим предложением работает инвестор — «Магнезит».
Мы много работы сегодня проводим по привлечению малых предпринимателей, например, чтобы они организовывали палаточные городки. Но, к сожалению, за 25 лет не нашлось ни одного добросовестного арендатора, а если и появляется, то со слишком большими запросами. Тоже самое было и на той же «Китовой пристани». Сначала хотели сделать благое дело, чтобы там работала лодочная станция, а потом пытаются строить какие-то зоопарки прямо на берегу.
К вам идет очень большой поток туристов, в основном группами. Какие у вас отношения с турагентствами, для вас такая массовость — скорее проблема или благо?
Мы всегда стремились, чтобы с нами работали турфирмы, но, к сожалению, они, это мое мнение, в основном, работают по «серому». Они едут сегодня, никак не регистрируются, не показывая, что они турфирмы и занимаются коммерческой деятельностью. Своеобразным «рычагом» в регулировании этой работы было лицензирование, но его в итоге отменили.
Помимо сети велодорожек над чем сейчас работаете?
Мы сегодня делаем третье направление — «Тюлюкское». Мы там строим полноценный визит-центр. Причем, более комфортный, чем остальные. Хотя главное для нас — это первозданная природа, тем, чем можно гордиться. И важно это все — чистый лес, воду, воздух — сохранить. Особенно сегодня, когда есть небольшая озабоченность, что с ростом промышленности ее воздействие доберется и до нас.
Проблема Урала, что он был создан курортом, но здесь нашли полезные ископаемые. Но мне кажется, уже прошло то время, когда на первом месте стояло производство и рабочие места. Следующий этап — сделать эти рабочие места и это производство здоровыми. И предприятия, которые воздействуют на парк, мы побуждаем к тому, чтобы они делали очистные сооружения.
Беседовала Анна Дудник.
Расшифровка Иван Сухоносов.
Источник: "Business FM Челябинск"