8 902 8972577
8 351 61 32183

Права и обязанности инспектора

Вы здесь

Проблема сохранения природных комплексов наиболее остро стоит перед национальными парками, поскольку в отличие от государственных природных заповедников их территория открыта для посещения. С целью сохранения ценных объектов и регулирования антропогенных нагрузок на природные комплексы в национальных парках проводится функциональное зонирование их территорий.

 

Для различных зон устанавливаются дифференцированные режимы охраны и использования природных ресурсов. Обеспечение соблюдения режима охраны и природопользования возлагается на специальную государственную инспекцию по охране территорий национальных парков. Деятельность этих подразделений в силу их особой важности нуждается в совершенствовании, особенно в настоящий период, когда становится общепризнанным мнение о невозможности достичь сохранения природных объектов только запретительными мерами и силовыми акциями.

Правовая основа полномочий инспектора Национального парка

В ближайшей перспективе национальные парки не только сохранят за собой контрольно-инспекционные функции, но и усилят их, одновременно совершенствуя разъяснительную работу среди населения и методы общения с посетителями парков. Сегодня Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 33, ч. 1) функции охраны природных комплексов возлагаются на специальную государственную инспекцию по охране территорий национальных парков. При этом согласно ч. 2 той же статьи, директора национальных парков являются главными государственными инспекторами, а их заместители — заместителями главных инспекторов по охране территорий этих национальных парков.

Для осуществления контрольно-инспекционных функций работникам национальных парков, являющимся по должности государственными инспекторами по охране территорий этих национальных парков, частью 1 ст. 34 вышеупомянутого закона предоставлены следующие права:

  • проверять у лиц, находящихся на территориях национального парка, разрешение на право пребывания на указанной особо охраняемой природной территории;
  • проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающей к территории национального парка территории охранной зоны;
  • задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  • направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
  • изымать у нарушителей законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
  • производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
  • беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка, его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.

Помимо этого главным государственным инспекторам по охране территорий национальных парков и их заместителям частью 2 этой же статьи предоставляется право:

  • запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
  • налагать административные взыскания за нарушения законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях;
  • предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка, его охранной зоны в результате нарушений установленного режима национального парка;
  • в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
  • Существуют еще два важных положения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Так, ч. 3 ст. 34 наделяет государственных инспекторов по охране территорий национальных парков всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а части 4 и 5 той же статьи предоставляют право инспекторам при исполнении служебных обязанностей применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта; служебных собак, а также право ношения служебного огнестрельного оружия.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях наделяет ряд должностных лиц (в том числе и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков) определенными правами, необходимыми для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а именно:

  • осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2.);
  • проведение личного досмотра и досмотра вещей (ст. 27.7.);
  • проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8.);
  • осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9.);
  • изъятие вещей и документов (ст. 27.10.);
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14.).
  • Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ.

    Помимо этого п. 33 ч. 2 ст. 28.3. Кодекса предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:

  • о неповиновении законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.4.);
  • о невыполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.5.);
  • о непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6.);
  • о непредставлении сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом (ст. 19.7.).