Наши позиции

Нарушение гидрологического режима озера Зюраткуль

Большой урон рыбным запасам, особенно щуке, наносит сброс воды из озера Зюраткуль через плотину для пополнения питьевых источников для г. Сатка. Плотина с гидросооружением длина, высота 692 м), находящаяся по адресу: Челябинская область, Саткинский район, п. Зюраткуль, ул. Главная д.1а, является муниципальной собственностью. Плотина и уровень воды в оз. Зюраткуль контролируется и эксплуатируется энергоснабжающими организациями администрации Саткинского муниципального района ОАО «Энергосистемы. Ежегодно национальный парк «Зюраткуль» обращался в вышеназванные организации по поводу поддержания в озере нормального напорного уровня воды 724 м в период весеннего нереста: май—июнь, необходимо для того, чтобы места нереста были покрыты водой для предотвращения гибели икры щуки. Мы информировали администрацию района, Росприроднадзор о фактах сброса воды. С 2009 года парк проводит административное расследование и 19 мая 2011 г. составили протокол об административном нарушении, выразившемся в снижении уровня воды, повлекшим за собой изменение гидрологического режима и вынесло определение об административном расследовании. При административном расследовании в 2011 г. на наши запросы ОАО «Энергосистемы» сообщало, что сброс воды осуществляется по утвержденному графику и согласованным объемам. По вопросу ремонта плотины обращений не было. Наносимый водоему ущерб рассчитать на данный момент не возможно, т. к. необходимо провестинаучно-исследовательские мероприятия, выполняемые специализированным институтом: паспорт водоема с утвержденным местами нереста, видовой состав, количество особей, их половозрелость и т. д.).

 

Поселок Зюраткуль и Каменный мыс

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25.12.2003 г. № 1135 была утверждена граница пос. Зюраткуль по результатам межевых работ, выполненных по инициативе и на средства администрации Саткинского района. Дома, находящиеся в урочище Каменный мыс, и некоторые дома, имеющие адрес ул. Приозерная, в утвержденную поселковую черту не вошли. На эту территорию, являющуюся собственностью РФ, выдаются свидетельства о регистрации права частной собственности граждан на участки лесного фонда, а также перевод земель лесного фонда в другие категории (земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения). Национальным парком совместно с Прокуратурой Челябинской области и Росприроднадзором в течение длительного времени постоянно ведется работа по устранению нарушений природоохранного законодательства, самовольного захвата земель территории национального парка.

В своей работе национальный парк руководствуется Схемой организации и развития национального парка, разработанной институтом «Росгипролес» и материалами лесоустройства. Последнее лесоустройство на территории парка проводилось в 1996 г. Материалы лесоустройства на 2-м лесоустроительном совещании согласуются со всеми заинтересованными лицами. Материалы лесоустройства 1996 г. также были согласованы с представителями администрации Саткинского района, в том числе и картографические материалы с нанесенными на них границами населенных пунктов, расположенных внутри границ национального парка. Конфигурация границ поселка Зюраткуль аналогична приводимым и действующим в настоящее время материалам лесоустройства 1996 г. Помимо указанных материалов, границы были определены при передаче земель от лесхозов в 1993–94 гг., подтверждены при проведении межевых работ в 2007 г..

На территорию национального парка, являющуюся землями лесного фонда, в 2003 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

На эту же территорию, являющуюся собственностью РФ, Регистрационной палатой выдаются свидетельства о регистрации права частной собственности граждан на участки лесного фонда, а также перевод земель лесного фонда в другие категории (земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения). На запрос национального парка о ведении двойного учета земельных участков Земельная кадастровая палата сообщает, что у них нет оснований для отказа гражданам в регистрации земельных участков, даже если участок является лесным фондом, если на него ранее решением муниципалитета выдано свидетельство о праве собственности. Выдача свидетельств о праве собственности на земельные участки происходила после образования парка в 1993 г.

На кадастровый учет территория парка поставлена по материалам лесоустройства, как ранее учтенные земли без проведения межевых работ.

Для уточнения кадастровых сведений о границах своей территории национальным парком проведены работы по межеванию границ в 2007 г. Полученные в результате межевания материалы описания и согласования внешних границ национального парка и материалы описания и согласования границ национального парка и поселков Зюраткуль и Сибирка были согласованы со всеми смежными землепользователями и территориальными управлениями Роснедвижимости. Не было получено согласование администрации Саткинского муниципального района, по причине того, что они считают действующими и поныне, не смотря на решения судов, выше названные постановления 1943 г. и Схему территориального планирования. В кадастровой записи о земельном участке территории национального парка «Зюраткуль» отсутствуют сведения о его границах, в следствии чего происходит самозахват земель и регистрация новых земельных участков.

Администрация Саткинского муниципального района, отстаивая свою позицию, опираясь на Распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР № 7633р от 14.04.1943 г. «Об исключении из состава земель гослесфонда Зюраткульского лесничества Саткинского лесхоза 1622 га лесной площади» и решения Исполнительного Комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 12.02.1943 г. № 170, не отмененных в установленном порядке, обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области об исключении из категории земель лесного фонда земель площадью 9045кв.м (дорога), площадью 78981 кв.м (канал), площадью 740000 кв.м (поселок). Решением Арбитражного суда Челябинской области от08.02.2010 в удовлетворении исковых требований было отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-6457/10-Сб от 06 сентября 2010 г. решения выше названных судов оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации Саткинского муниципального района — без удовлетворения, а также указано, что выше названные правовые акты 1943 года утратили свою юридическую силу вследствие издания постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1993 № 1111 об образовании национального парка. Администрацией Саткинского муниципального района данные решения судов во внимание не принимаются.

Администрация Саткинского муниципального района разработала Схему территориального планирования Саткинского муниципального района, которая предполагает значительное, более чем в два раза, увеличение площади населенных пунктов: поселков Зюраткуль и Сибирка для развития жилищного строительства, а также изъятие из состава земель национального парка участков земель, расположенных под дорогой до поселка Зюраткуль и проходящего вдоль этой дороги деривационного канала.

Схемой не были учтены замечания национального парка, изложенные в заключении по Схеме территориального планирования, а также и то, что на выбранной для расширения территории находятся и памятники археологии (стоянки древнего человека на Каменном мысу) и туристическая инфраструктура национального парка (база отдыха «Синегорье», гостевые дома, теневые навесы, автостоянки и др., на создание которых национальным парком были потрачены большие средства федерального бюджета и внебюджетных источников).

 

Рекреационная деятельность

На территории парка устроены места для кратковременного отдыха: гостевые дома и база отдыха «Синегорье», Визит-центр«Сердце-озеро» в Зюраткульском лесничестве, в Сибирском участковом лесничестве кордон «У трех вершин» и контора Березякского лесничества в пос. Тюлюк. Также благоустроены места отдыха:

— «Берлогоград» — 40 разных малых архитертурных форм («ракушки», «берлоги», «зимовья», столы со скамьями, теневые навесы) на 400 человек;

— вдоль берега озера от плотины до Каменного Мыса расположены теневые навесы, столы со скамьями, костровища, 14 туалетов и 4 места складирования мусора;

— места отдыха: «Фонтан», «Сибирские прудки», «Зюраткульские прудки»;

— благоустроенные места отдыха по маршруту вдоль реки Березяк и реки Юрюзань.

Всего по парку более 100 организованных мест отдыха.

В 2011 г. на цели благоустройства было израсходовано 790 тыс. руб. из средств приносящей доход деятельности парка (внебюджетных) и бюджетных (федеральных) средств. Были устроены автопарковки в количестве 2 шт. и автостоянки в количестве 1 шт. Выполнено устройство одного обогревательного домика и одного моста.

Мусор и отходы с территории парка и туристических марщрутов вывозится автотранспортом парка на автомашинах Урал и ЗиЛ. Согласно договора с ООО «Сандор» отходы вывозятся на саткинский полигон ТБО. Учет принятых отходов ведется. В 2011 г. было вывезено 27 тонн, в 2010 г. вывезено 40 тонн. В районе Каменного мыса были установлены контейнеры для сбора отходов. Возле туалетов, гостевых домов имеются баки для мусора, ограждения. Отходы собираются работниками парка и вывозятся. На зиму контейнеры убраны для предотвращения краж.

 

Дорога от пос. Магнитка до пос. Зюраткуль

Дорога от пос. Магнитка до пос. Зюраткуль, проходящая по территории национального парка, является дорогой лесохозяйственного (противопожарного) назначения. По ней проходит автомобильный туристический маршрут, за проезд по которому национальный парк ввел плату за услуги по поддержанию в состоянии минимально пригодном для использования. Всего за 2011 г. за использование маршрута было получено 808,7 тыс. руб.

На содержание маршрутов (на Зюраткуль, на «Фонтан», к кордону «У трех вершин») было потрачено 1,2 млн. руб. из средств федерального бюджета и приносящей доход деятельности парка. Были произведены отсыпка щебнем и скальным грунтом в количестве 4000 тонн, грейдерование в летний и зимний период, устройство кюветов и мостов. Копии соответствующих документов прилагаются. В 2011 г. в парке отдохнуло 75 тыс. чел., в 2012 г. только за 1-й квартал — 26 тыс. чел., в т. ч. на природном объекте «Фонтан» около 20 тыс. чел.

Оплата взимается за рекреационные услуги, предоставление мест отдыха, использование обустроенных пеших и автомобильных маршрутов. Оплата предусматривает льготы для местных жителей: жители поселков Зюраткуль и Сибирка, ветераны, инвалиды, представители власти и администрации при исполнении служебных обязанностей, спецслужбы освобождены от нее полностью, жители Саткинского района и дети до 14 лет оплачивают 50%, дети из Саткинского района — бесплатно. Кроме того, оформлено бесплатных разрешений на 2,5 тыс. чел.

 

Лесохозяйственная деятельность парка

В своей деятельности национальный парк руководствуется Лесохозяйственным регламентом лесничества «Национальный парк «Зюраткуль», утвержденным Директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р. Р. Гизатулиным 17 марта 2011 г., которым предусмотрено проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству леса: проводятся выборочные санитарные рубки, уборка захламленности, рубки ухода за лесом, разрубка и расчистка квартальных просек, дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения, линий электропередачи (правоустанавливающие документы, в т. ч. на охранные зоны собственниками ЛЭП не оформлены. Линии требуют постоянного ухода: разрубки, расчистки). В порядке проведения названных рубок древесина отпускается как по договорам купли-продажи для собственных нужд граждан (отопления жилья, строительство и ремонт домов и хозяйственных построек) по установленным нормативам в соответствии с законом Челябинской области от 29.09.2007 № 204 ЗО, так и для нужд национального парка: отопление контор лесничеств, контрольно-информационных пунктов, визит-центров, гостевых домов и для разведения костров туристами на специально оборудованных для этого местах в соответствии с утвержденными нормативами.

В связи с утверждением лесохозяйственного регламента и подготовкой проекта освоения лесов рубки в 2011 году не производились. Потребности парка в древесине для отопления и благоустройства удовлетворялись за счет запасов древесины, созданных в 2010 г.

В 2010 г. были произведены рубки на площади 19,1 га в объеме 759 м3; из них для нужд национального парка 465 м3в т. ч. деловой древесины — 168 м3, дровяной — 297 м3; гражданам по договорам купли-продажи 294 м3. Реализацией древесины национальный парк не занимается с 2004 г.

Яндекс.Метрика